Лид: Спрос на минудобрения в минувшем году оказался рекордным с 1993 года. Заместитель директора «Торгового дома «Азот», кандидат технических наук Сергей Альбрехт рассказал, что происходит со спросом на Юге и Северном Кавказе
— По итогам 2022 года российские аграрии закупили свыше 5 млн т минеральных удобрений — это рекордный показатель с 1993 года. Какая ситуация со спросом прослеживается в текущем году? По вашим наблюдениям, как сейчас себя ведут потребители?
— Согласно плану по обеспечению минеральными удобрениями, утвержденному Минсельхозом РФ, который был принят на сезон 2022-2023 годов, по азотной группе — а наше предприятие является ведущим поставщиком именно азотной группы минеральных удобрений — было заявлено 7 млн т аммиачной селитры в физическом весе. Но, как оказалось, аграрии были не готовы к такому большому внесению. Поэтому по итогам сезона, как факт, у нас произошло существенное снижение объемов потребления. Как известно, сейчас регулирование экспортных квот исчисляется как раз с учетом выполнения обязательств по поставкам перед сельхозотраслью. Мы должны обеспечить в первую очередь продовольственную безопасность нашей страны, а уже во вторую очередь — внешние рынки. Такая невыборка аммиачной селитры привела к тому, что продукция производителей азотных удобрений — аммиачная селитра, готова была к поставке в необходимых объемах, но оказалась не востребованной и ввиду недостаточного количества экспортных квот в существенном объеме осталась на складах в РФ.
Подготовка к сезону 2023-2024 годов начинается с 1 июня 2023 года и заканчивается 31 мая 2024 года. Он делится на два периода по 6 месяцев, в которые суммарно заявлено потребление 5,772 млн т аммиачной селитры. По итогам летнего периода мы видим, что поставка аграриям идет сверх плана. Об этом открыто заявляют РАПУ и подтверждают Минсельхоз РФ и Минпромторг РФ, которые мониторят данное направление.
Предполагается, что спрос на аммиачную селитру в этом году будет повышаться. Пока никаких корректировок плана внесения минеральных удобрений, в части снижения потребления аммиачной селитры, от Минсельхоза РФ не поступало. Сейчас все регионы отрабатывают задание Д.Н. Патрушева по актуализации потребности во всех видах минеральных удобрений. Возможное снижение неизбежно повлияет на тот объем экспортных квот, которые будут разрешены к вывозу за пределы РФ в период с декабря 2023 года по май 2024 года, поэтому подтверждение или корректировка плана внесения минеральных удобрений до 31 мая 2024 года очень актуальна.
Пока мы видим, что спрос выше, чем в прошлом году, но наша промышленность вполне может удовлетворить весь спрос аграриев. Аммиачная селитра востребована также и в горнорудной отрасли, которая сегодня потребляет почти 2 млн т разных видов аммиачной селитры в год. Эта отрасль также будет обеспечена необходимым количеством аммиачной селитры, потому что данная отрасль занимается добычей полезных ископаемых, которые сейчас очень востребованы промышленностью РФ.
— Как по части азотных удобрений вы можете охарактеризовать рынок Юга России? Как здесь себя ведут аграрии, выступая в качестве потребителей?
Юг России — очень большой и свободный рынок, на котором присутствует достаточно большое количество игроков. Это как производители аммиачной селитры, так и сами потребители, а также сервисные компании, которые являются сегодня дистрибьюторами большинства производителей и оказывают услуги по переработке, доставке и хранению минеральных удобрений. Рынок Юга ведет себя сбалансированно. Здесь сезон начинается намного раньше, чем в остальных регионах РФ — в поля выходят уже в феврале.
Посевная кампания начинается с южных регионов. Если мы позаботились и четко обеспечили посевные на Юге, то потребность следующих более северных регионов закрыть будет проще. Совокупно мы, как отрасль, обеспечиваем абсолютно весь спрос. Никаких на сегодняшний момент жалоб со стороны сельского хозяйства о том, что существует дефицит, — нет. Конечно, поведение сельхозтоваропроизводителей в будущие периоды может несколько изменить вектор данного вопроса, потому что когда аграриям нужно больше, чем мы можем произвести, то могут начаться проблемы пикового спроса, которые могут привести к локальному дефициту.
В среднем российские производители производят 1 млн т аммиачной селитры в месяц. Соответственно, нужно обеспечить промышленный сегмент — в среднем около 200 тыс. т, а остальное — ресурс, который может обеспечить сельское хозяйство. Для примера, если сегодня потребность в аммиачной селитре, не закрытая поставками, оценивается в 4 млн т, то для обеспечения спроса сельхозотрасли в РФ потребуется 5 месяцев при допущении того, что экспорт будет нулевым. Еще раз подчеркиваю, что это для примера.
С учетом снижения активности покупателей, непонимания по ценам на минеральные удобрения на будущие периоды, непонимания по ценам на сельхозпродукцию, период спроса может смещаться ближе к началу посевной, что может привести к пиковому спросу выше возможностей производства. Для снижения рисков возникновения такого пикового спроса требуется равномерность поставок, потому что производитель не может не выпускать продукцию какое-то время и в один раз произвести ее в несколько раз больше. Производители понимают ситуацию с отложенным спросом и создают запасы на ответственном хранении у дистрибьюторов, в том числе независимых, и часть решения вопроса уже взяли на себя, но от сельхозпроизводителей тоже нужны действия. Нельзя ждать до последнего, до выхода в поля, необходимо равномерно в течение года создавать запас минеральных удобрений. Именно равномерность позволит избежать сезонного ажиотажа и перекосов по цене и сделать приобретение минеральных удобрений в среднем по достаточно разумным ценам. Требуется определенное финансирование для создания запасов на складах, для закрытия как раз такого пикового спроса, требуется плановая работа государственных структур. Это комплексный вопрос, и он должен решаться не только с сельхозпроизводителями и производителями минеральных удобрений, а также с использованием государственных структур.
— Согласно данным аналитиков рынка, в 2022 году цены на минеральные удобрения выросли на 10-15%. В первой половине этого года цены, скорее, снизились. По вашей оценке, какая динамика была в этом году? Как менялись цены, какие изменения ожидать в ближайшее время?
— В целом я не могу охарактеризовать общую картину, насколько сильно изменились цены в 2023 году. Это зависит от поведения самих сельхозтоваропроизводителей и производителей минеральных удобрений.
По данным на октябрь, прослеживается определенное противостояние аграриев и производителей. Первые хотят купить удобрения еще дешевле несмотря на то стимулирование по ценообразованию, которое мы проводим, когда текущие цены предложения существенно ниже утвержденных максимальных цен по торговым политикам компаний производителей. В свою очередь производители хотят продать удобрения дороже, ближе к максимальной цене, указанной в торговой политике. Пока объемы потребления не такие большие, если говорить про денежный спрос. Но он все равно никуда не денется, спрос просто будет отложенным.
Если будет разрешена индексация, мы ее проведем, если же нет, то наши цены не превысят цен, указанных в торговой политике. Пока никаких угроз для посевной нет. Все сельхозтоваропроизводители будут обеспечены удобрениями в необходимом объеме.
— Есть ли у вас планы по расширению своего влияния и присутствия в ЮФО или СКФО с учетом специфики местного рынка?
— Скажу честно — нет. В первую очередь необходимо обеспечивать домашние регионы, и только после этого — регионы, в которых наблюдается спрос. При таком подходе у нас не будет лишних пробегов по железной дороге, а мы знаем, что сеть РЖД перегружена.
Цены на минеральные удобрения регулируются торговой политикой, поэтому мы не понимаем, зачем нам поставлять минеральные удобрения из Санкт-Петербурга во Владивосток. То же самое касается аммиачной селитры из Кемеровской области в Ростов. Например, западный кластер сегодня имеет избыток производства по отношению к спросу региона порядка 2,5 млн т. Если в регионе есть избыток, нам нет смысла в него заходить.
Поэтому мы, конечно, поставляем удобрения в регионы Южного, Северо-Кавказского и Центрального федеральных округов, но делаем это именно в период низкого спроса по своим домашним регионам.
— Уже совсем скоро в Краснодаре пройдет юбилейная Международная сельскохозяйственная выставка «ЮГАГРО», вы регулярно принимаете в ней участие. Насколько эта выставка важна для вас, и насколько продуктивно проходит ваше участие?
— Выставка «ЮГАГРО» организована грамотно и сбалансированно не только с точки зрения самого процесса, но и с точки зрения времени проведения, актуальности переговоров, которые там ведутся, и по месту расположения.
Краснодар, Ростов и Ставрополь — это сердце России, где производится наибольшее количество сельхозпродукции. Да, с учетом сложной геополитической ситуации в эти регионы на такие выставки попасть труднее, но компании находят варианты, добираются на выставки, считая участие необходимостью.
В ходе «ЮГАГРО» можно продуктивно обсудить все вопросы не только с потребителями, которые хотят услышать, понимать, как сложится сезон, но и обсудить с властями насущные вопросы, связанные с финансированием, льготным кредитованием, планированием. В общем, там можно обсудить все аспекты отрасли, что делает выставку продуктивной.
Источник: АПК Эксперт